Музей «Царицыно» представит выставку-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера»

С 19 сентября 2021 по  9 января 2022 в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера».

Выставка-фестиваль пройдет при поддержке Департамента культуры города Москвы, в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина, Российской национальной театральной премией и фестивалем «Золотая Маска», Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория», Государственным академическим Большим театром России, Московским театром «Новая опера имени Е.В. Колобова» и Государственным Эрмитажем.

«Театрократия. Екатерина II и опера» – выставка о становлении русского музыкального театра в XVIII веке. Она представит исторические материалы и произведения искусства из 27 российских музеев, две театральные премьеры и насыщенную публичную программу для широкой и профессиональной аудитории.

Это первый музейно-театральный проект такого масштаба в музее-заповеднике «Царицыно» – выставка-фестиваль, в создании которой задействована большая команда кураторов и специалистов из музейной и театральной сфер. Выставка представит императрицу Екатерину II как театрального деятеля, чьи взгляды и подходы к созданию театральных работ в XVIII веке очень созвучны тому, как мы воспринимаем театр в XXI веке.

Кураторы выставки-фестиваля – доктор искусствоведения Анна Корндорф, театровед, драматург и музыкальный критик Илья Кухаренко, художник, сценограф и архитектор Алексей Трегубов, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова.

Участниками театральной и музыкальной частей проекта станут актриса Ингеборга Дапкунайте, оркестр Questa Musica и Филипп Чижевский, лауреаты фестиваля «Золотая Маска» режиссер-документалист Михаил Патласов и театр «Трикстер. Публичную программу «Театр и музей. Опыты взаимодействия» курируют Антон Флеров и Мария Бейлина (Институт Театра), а также театральный просветитель Алиса Спирина (театр «Новая Опера имени Е.В. Колобова).

В экспозиции Большого Дворца «Царицыно» впервые будут показаны ранее не выставлявшиеся в таком объеме материалы, связанные с екатерининской оперой, предоставленные Государственным Эрмитажем, Государственным Историческим Музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музеем-усадьбой «Кусково», ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственным музеем-заповедником «Царское Село», Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Музеем архитектуры им. А.В. Щусева и многими другими.

Специально для выставки-фестиваля по инициативе музея-заповедника «Царицыно» создаются две оперные премьеры, которые не только станут экспонатами выставки, но и останутся в коллекции музея после ее окончания.

На выставке зрители увидят:

  • полный альбом эскизов знаменитого сценографа Карло Бибиены, который он лично преподнёс Екатерине II в качестве своего портфолио, после чего был принят на работу при дворе;
  • альбомы графики выдающихся архитекторов и художников XVIII века Джакомо Кварнеги, Антонио Ринальди, Пьетро ди Гоннардо Гонзаго;
  • оригинал партитуры любимой оперы императрицы «Мнимые философы» Джованни Паизиелло 1779 года, от которой, по ее словам, «можно умереть со смеху»;
  • подлинный костюм из гардероба князя Григория Потёмкина, который в середине ХIХ века был передан в Мариинский театр и «прослужил» там в качестве оперного реквизита до ХХ века;
  • альбом эскизов костюмов для оперы «Начальное управление Олега» из Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. Либретто было почти полностью написано самой Екатериной II с подзаголовком «Подражание Шакеспиру без сохранения феатральных обыкновенных правил», а музыку написали композиторы Карло Каноббио, Василий Пашкевич и Джузеппе Сарти;
  • эскизы костюмов, бутафорию и предметы театральных интерьеров XVIII века;
  • оригиналы и действующие копии театральных машин из коллекции Петра Айду.

Посетители проникнут «за кулисы» театрального визионерства Екатерины II и ее талантов как политтехнолога, автора, цензора, режиссера, критика и зрителя. «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом» – из этих разделов складывается сюжет экспозиции, пространство которой оформляет художник и архитектор Алексей Трегубов. В последнем зале посетитель сам оказывается на сцене барочного театра, а финалом путешествия станет VR-спектакль по мотивам русских и итальянских опер, любимых Екатериной II или написанных по ее заказу.

Оперный VR-спектакль режиссера Михаила Патласова и драматурга Ильи Кухаренко при участии дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica – копродукция музея-заповедника «Царицыно» с Молодежной оперной программой Государственного академического Большого театра. Для спектакля собраны редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые будут исполнены по подлинным партитурам в исторически информированной манере, многие их них прозвучат в России впервые за два с половиной века. Основа спектакля – исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II.

Камерная опера Кристофа Виллибальда Глюка «Китаянки» – копродукция музея-заповедника «Царицыно» с театром «Трикстер». Музыка Глюка часто звучала при дворе Екатерины II, а у посетителей «Театрократии» будет возможность услышать это редко исполняемое сегодня произведение в жанре кукольной оперы, познакомиться с популярными театральными форматами эпохи (opera seria, opera buffa, пастораль), стилем и манерами, характерными для европейских салонов конца XVIII века.

Еще один спектакль, который будет частью выставки – космоопера «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла в постановке театра «Трикстер». Выбор этой постановки не случаен – известно, что Екатерина II ассоциировала себя с карфагенской царицей Дидоной (этому сюжету будет уделено большое внимание на выставке), а опера Перселла – одна из самых известных музыкальных интерпретаций этого античного мифа о трагической любви. Премьера спектакля состоялась в 2019 году в рамках лаборатории Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».

Театрократия – определение, которое дал знаменитый историк театрального искусства Николай Евреинов русскому XVIII веку, обозначая им всепроникающую власть театра. С одной стороны это способность видеть театральность во всем происходящем, с другой стороны – стремление упорядочивать жизнь в соответствии с законами спектакля. «Театрократия. Екатерина II и опера» — это и не выставка в классическом понимании, и не театральный спектакль в чистом виде, а многослойное междисциплинарное исследование «мании театрализации», которую Евреинов считал свойством русской жизни.

Источник

Translate »